АНДРЕЕВСКИЙ СОБОР

Приход святого апостола Андрея Первозванного Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП

Памятник храмового зодчества эпохи барокко

Санкт-Петербург, 6-я линия ВО, 11

28 июля 1764 года, на Васильевском острове был заложен Андреевский собор,
ставший одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Каменный храм был построен на месте деревянного, сгоревшего за три года до этого от удара молнии.
В 1992 году Андреевский собор, вместе с церковью Трёх Святителей,
был возвращён Русской православной церкви
Андреевская церковь
В 1724 году император Пётр I заказал проект церкви Святого Апостола Андрея Первозванного (которого монарх считал одним из своих небесных покровителей) у известного шведского архитектора Никодемуса Тессина-младшего, автора проекта Королевского дворца в Стокгольме.
По замыслу амбициозного Петра, этот храм, который планировалось возвести на Стрелке Васильевского острова, должен был походить на Собор Святого Павла в Лондоне. Тессин довольно быстро разработал проект, но к этому времени российский император уже скончался. В бывшем окружении Петра началась борьба за власть, и о планах строительства церкви вскоре забыли.
Однако уже в 1726 году в Святейший Правительствующий Синод обратился настоятель Рождественской церкви (ныне Успенская церковь) на Васильевском острове Тимофей Семёнов, указавший на необходимость постройки здесь нового храма ввиду быстрого прироста числа «островитян».
В 1727 году императрица Екатерина I, вдова Петра Великого, поддержала просьбу настоятеля и распорядилась предоставить часть средств на постройку храма из казны, остальное надлежало собрать за счёт пожертвований. Выделялся и участок под застройку – на углу Большого проспекта и 6-й линии. Но в том же году императрица умерла, и выделенные казённые деньги попросту куда-то исчезли.
Тем не менее, сбор пожертвований продолжался, и в 1728 году знаменитый архитектор Джузеппе Трезини разработал проект церкви, закладка которой состоялась на следующий год.
В январе 1731 года деревянная церковь была наконец построена, назначен её настоятель, а вот освящение состоялось лишь в ноябре 1732 года. Дело в том, что в Синоде долго спорили, кому посвятить новый храм. Вышеупомянутый отец Тимофей, являвшийся как бы представителем «василеостровского» духовенства и местной паствы, настаивал на освящении её во имя образа Казанской Богоматери. Многие же члены Синода считали, что следует исполнить прижизненную волю Петра I. В конце концов решение было принято и изложено в постановлении Синода:
«В Петербурге во имя святого апостола Андрея Первозванного церкви не имеется, а понеже ордена того святого апостола Андрея в Российской империи имеется кавалерия, которую сама ея императорское величество государыня императрица Анна Иоанновна, самодержица всероссийская, полагая на себе, носить изволить, также по всемилостивейшему ея императорского величества указу, многие знатные обретающими в России и в службе ея императорского величества особы, господа министры, генералитет и придворные высшие чины тоя кавалерии ношением удостоены. Чего для, в день того св. апостола, как в церемониальном чиноположении объявлено, а именно: ноября 30-го числа, бывает публичное церемониальное торжество, и прилично святейшему синоду показалось вышепомяненную церковь освятить во имя св. апостола Андрея Первозванного».
В новоосвященную церковь перенесли иконостас, ранее находившийся в одном из обветшавших храмов, а деньги на утварь и облачение пожертвовала императрица Анна Иоанновна.
Но на этом проблемы с новым храмом не закончились. Церковь Андрея Первозванного была маленькой, тесной и плохо отапливалась. Настолько плохо, что зимой женщины, дети и старики не посещали службы. Да и внешний её вид явно не соответствовал первоначальному замыслу Петра – на лондонский собор Святого Павла эта церковь была похоже так же, как сарай на царский дворец.
Дело дошло до того, что прихожане направили петицию самой императрице Анне Иоанновне с просьбой построить рядом с храмом «зимнюю», хорошо отапливаемую церковь. Самодержица пошла верующим навстречу, и в 1740 году состоялась закладка каменной церкви Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В 1745 году церковь была построена, и в ней начались богослужения. Благодаря комфорту прихожане чаще посещали её, чем Андреевскую, несмотря на то, что последней в 1744 году был присвоен статус собора.
А 15 июля 1761 года во время грозы в собор Андрея Первозванного ударила молния, и он сгорел дотла вместе с торговыми рядами расположенного рядом рынка, который вплоть до наших дней будет известен под именем Андреевского.
Новый собор
Святейший Синод постановил построить на месте сгоревшего храма – новый, на этот раз каменный. Но и здесь вновь вмешался злой рок. Заложенный в 1764 году, собор был открыт и освящён лишь в 1780 году.
Вначале, в 1766 году, обрушились возводимый купол и часть стен, и автора проекта — архитектора Александра Виста арестовали, но позже оправдали, установив, что всё дело в низком качестве закупленных кирпичей. Затем по разным причинам происходили перебои с финансированием. Всё это время богослужения проводились в церкви Трёх Святителей.
Наконец, собор, построенный в стиле, близком к ренессансу, был открыт, и предстал в том виде, в каком мы можем лицезреть его сегодня. Его главный купол, как и ныне, был окружён четырьмя главками, а трапезная соединяла зал для богослужений с двухъярусной шатровой колокольней.
С момента открытия храма, его главной достопримечательностью стал 17-метровый резной позолоченный трёхъярусный иконостас – один из старейших в Петербурге и, к счастью, сохранившийся до наших дней.
Зодчий, 1876, Вып.11-12. Разрез собора.
16 апреля 1797 года указом императора Павла I, Андреевскому собору было присвоено наименование «кавалерского I класса», и он стал орденским храмом ордена Святого Андрея Первозванного. В ознаменование этого над главным входом в собор поместили резные фигуры ангелов, держащих знаки этой высокой награды.
После освящения храм постоянно украшался и расширялся. В 1797-1798 внутри была исполнена лепка, орнаментальная роспись и возведена на углу часовня с оградой; в 1813-1814 в интерьере на средства старосты М. И. Сундукова написаны 9 картин маслом и четыре иконы, сделаны два золоченых киота. В 1834 собор наконец-то сделали теплым. Так как население Васильевского острова росло, то в 1848 Н. П. Гребенка начал пристройку боковых приделов: Успения и свт. Николая, иконы для которых написал акад. Н. А. Лавров. 15 октября 1850 состоялось их освящение. Одновременно был изменен верх колокольни.
Через несколько лет, в 1857-1858, арх. А. М. Горностаев заново отделал интерьер на средства купцов Тименкова и Фролова, известных благотворителей. Дополнительные иконы для реставрированного трехъярусного иконостаса исполнил В. М. Пешехонов, а притвор расписал Н. Г. Шишкин. В 1878-1879 А. И. Кракау переделал ограду и угловую часовню, образа для которой написал акад. П. Ф. Плешанов. В 1890 к алтарю была пристроена пономарня, а через семь лет была расширена алтарная часть. Собор вмещал 1500 человек.
Кроме двух часовен в ограде, к храму была приписана часовня свт. Николая на Благовещенском (с 1855 - Николаевском) мосту через Неву.
П.П. Семёнов- Тянь Шаньский
Существует интересная легенда о связи с собором одной из самых известных петербургских святых. Якобы в середине XVIII века хором этого храма управлял полковник в отставке Андрей Петров. И когда он скончался, его вдова раздала всё своё имущество бедным и стала юродивой. Эта женщина сегодня известна под именем блаженной Ксении Петербургской.
В храме приносили присягу профессора императорской Академии наук Михаил Васильевич Ломоносов и Василий Кириллович Тредиаковский - поэт-филолог, человек, фанатично преданный делу, распространения образования и наук в России. Самым главным результатом литературной работы Тредиаковского стало теоретическое разделение поэзии и прозы и введение этих понятий в русскую культуру. В своем трактате 1735 года Тредиаковский дал девять определений основных стихотворных терминов, а полемика с Ломоносовым привела к созданию новой системы русского стихосложения, названной системой Ломоносова – Тредиаковского.
Зодчий, 1876, Вып.11-12, План собора
Шарлемань И.И. Часовня на Николаевском мосту. 2-я половина XIX в.
Святая Ксения Петербургская
Создание при соборе в 1869 году Общества вспоможения бедным, вскоре ставшим одной из крупнейших благотворительных организаций Петербурга, это уже исторический факт. Под его попечением находились больница, приют для неизлечимо больных, детский приют и дешёвые квартиры для бедных женщин.
Благотворительное общество при Андреевском соборе, в отличие от других, было основано не священнослужителями, а небольшой группой образованных прихожан, известных своей общественной деятельностью. О его открытии 16 марта 1869 года в проповеди после литургии сообщил настоятель Андреевского собора Александр Камчатов.
Первым председателем был избран Андрей Парфенович Заблоцкий-Десятовский, известный общественный деятель, член Государственного совета, действительный тайный советник, статистик и экономист, принимавший активное участие в подготовке реформы для отмены крепостного права.
После смерти Заблоцкого-Десятовского в 1882 году председателем общества стал его зять, Петр Петрович Семенов (2 [14] января1827 , Рязанка, Рязанскаягуберня — 26 февраля [11марта] 1914 Санкт-Петербург). В 1906 году по указу императора Николая II он получил к своей фамилии приписку «Тян-Шанский» с правом передачи ее по наследству за заслуги в исследовании отдаленных районов Средней Азии. Он был географом и геологом, ботаником и энтомологом, искусствоведом, коллекционером и директором Центрального статистического комитета и тоже участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 года.
На помощь нуждающимся Петр Петрович тратил не меньше времени и сил, чем на свою научную деятельность. В Андреевском обществе Семенов-Тян-Шанский, сначала будучи попечителем, трудился с первых дней его основания. В обязанности входило посещение бедных на дому для сбора сведений об их образе жизни. Он спускался в подвалы и поднимался на чердаки, многих своих подопечных знал по именам. С 1882 года и до конца своей жизни, то есть в течение 32 лет, Петр Петрович исполнял обязанности председателя Андреевского благотворительного общества, и это несмотря на то, что он продолжал свою научную деятельность и, кроме того, был назначен сенатором, а потом стал членом Государственного совета.
Петр Петрович завершил свой жизненный путь всемирно известным ученым. Более 60 академий наук Европы и России избрали его своим почетным членом. Был лауреатом многочисленных премий, кавалером отечественных и иностранных орденов, в том числе высшей награды России ‑ ордена Святого Андрея Первозванного (1911).
Выдающиеся заслуги ученого‑энциклопедиста увековечены названием в его честь 11 географических местностей в Азии, Северной Америке и на Шпицбергене и около ста новых видов растений и насекомых. Русское географическое общество награждает географов за выдающиеся достижения золотой и серебряной медалями имени П.П. Семенова.
Смутное время и возвращение
Хотя грузины издавна жили в Санкт-Петербурге е, своего храма они очень долго не имели. В 1908 светлейший князь Е. А. Багратион начал сбор пожертвований на постройку грузинского храма св. Нины, однако он шел вяло. Поэтому 10 марта 1916 столичным грузинам, а их в городе проживало около 6000 человек, был разрешен свой приход.
19 ноября того же года для временных богослужений была предоставлена старинная церковь на Васильевском острове, близ Андреевского собора. 14 января 1917 епископы Кирилл и Антоний (Георгадзе) открыли здесь грузинский приход.
До этого времени Трехсвятительская (в честь свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) церковь была приписана к Андреевскому соборе.
После октября 1917 года из Андреевского собора были изъяты почти все церковные ценности, однако он продолжил работу, а грузинский приход закрылся в марте 1918 из-за отъезда его прихожан
В 1923 году Андреевский собор стал одним из главных храмов так называемой обновленческой церкви, сотрудничавшей с советской властью.
В начале 20-х годов, при создании по проекту архитектора И.А. Фомина бульваров на Большом проспекте В.О., были снесены часовня и ограда собора. Весной 1930 года по предложению общества “Старый Петербург”, под предлогом установки памятника лейтенанту П.П.Шмидту, снесена и часовня на Николаевском мосту.
В 1928 году по указанию властей с колокольни собора сняли колокола, их передали в Петропавловскую крепость, а впоследствии переплавили.
В 1937 году на средства прихода произведено научное обследование иконостаса и икон, иконостас позолотили и отреставрировали. При этом была изъята и передана в Русский музей икона Крестовоздвижения XVII века с портретом царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.
16 мая 1938 года в храме прекратились обновленческие богослужения, часть духовенства и самых активных прихожан арестовали, приговорили к расстрелу либо к длительным срокам заключения.
Официально Андреевский собор закрыт решением президиума Ленгорисполкома от 11 июля 1938 года. С куполов были сняты кресты, а здание передано тресту художественно-промышленного производства, который произвёл частичную перепланировку помещений. Намерение пользователя разобрать иконостас не осуществилось благодаря твёрдой позиции начальника ГИОП Н.Н. Белехова, в связи с этим нижнюю часть иконостаса зашили фанерой на высоту 2.5 метра.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда здание храма было оборудовано средствами ПВО для отражения налётов вражеской авиации. В результате артобстрелов и взрыва авиабомбы пострадали фасады и крыша, взрывной волной были выбиты стёкла, уникальный иконостас и интерьер значительно повреждены.
В послевоенном 1947 году проведены восстановительные работы, по окончании которых здание собора передали институту Ленморниипроект. В 1968-1970 гг. начался реставрационный ремонт фасадов, интерьера, настенной живописи и иконостаса, при этом была закрашена известковой краской живопись в куполе. После 1980 года в храме поместили часть антропологических коллекций Института Этнографии им. Миклухо-Маклая АН СССР (Кунсткамеры). В 1978 году на главном куполе установили антенну для радиосвязи (снята в 1987 году).
Возрождению Андреевского собора положил начало в 1988 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Владыка Алексий посетил занятый Институтом этнографии храм, благословил создание православной общины и начало трудов по возвращению храма верующим.
В 1992 году он, вместе с церковью Трёх Святителей, был возвращён Русской православной церкви.
После реставрации храм вновь приобрёл исторический облик. Ему вернули знаменитый иконостас, а также изъятые большевиками Евангелие в серебряном окладе и серебряное напрестольное облачение весом 115 килограмм, которые находятся в главном алтаре.
Сегодня в соборе можно поклониться образам святого Александра Невского и святого Николая Чудотворца, которые были переданы в него при открытии из церкви Меншиковского дворца. Наиболее почитаемы у верующих две иконы святого апостола Андрея Первозванного, одна из которых содержит частицу мощей.
В мае 2001 освящена угловая часовня св. Владимира и у храма открыт гранитный обелиск в честь 300-летия ордена св. Андрея Первозванного.
В 2007 в сквере установлен бронзовый бюст первого русского адмирала Ф. Головина.
АНДРЕЕВСКИЙ СОБОР. НАШИ ДНИ.
Использованная литература
Андреевский собор. Приход святого апостола Андрея Первозванного Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП. Эл. ресурс: https://andrew-sobor.ru/. Дата обращения 17.04.2024 г.
Игорь Черевко. Андреевский собор – преодолевший козни «злого рока». Эл. ресурс: https://rodinananeve.ru/andreevskij-sobor-preodolevshij-kozni-zlogo roka/?ysclid=lv7oc3pz5x226203841. Дата обращения 18.04.2024 г.
Санкт-Петербургская метрополия. Эл. ресурс: https://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=16976&ysclid=lv7o7lw7j7768305874. Дата обращения 17.04.2024 г.
Собор св. Андрея Первозванного с колокольней. Эл. ресурс: https://www.citywalls.ru/house152.html?ysclid=lv7p3eodk4697184694. Дата обращения 17.04.2024 г.
Андреевский собор. Расшифровка эпизода. Эл. ресурс: https://arzamas.academy/materials/2408?ysclid=lv7p70fdhh500495718. Дата обращения 18.04.2024 г.
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010, с. 126-127

КОНОВАЛОВ К. Г.
Директор Санкт-Петербургской общественной историко-культурной организации "Наследие"
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website