Путями Андрея Первозванного








ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
АНДРЕЕВСКИЙ СКИТ
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ
После суеты «каменных джунглей», переполненной Мурманской трассы с вечным шумом и клубами пыли Андреевский скит возникает перед глазами чудесным видением. Огромный зеленый луг, опоясанный с трех сторон лесом, с одной проселочной дорогой, обнесен красивым необычным забором. Ряды калиброванных бревен, уложенных горизонтально, расположены на расстоянии друг от друга: жизнь обитателей скита открыта постороннему глазу, чего не скажешь о близлежащих элитных особняках, прячущих жизнь их обитателей за глухие высокие стены.


Карта-схема расположения Андреевского скита в Ленинградскойобласти


Андреевского скита в Ленинградскойобласти

Длинная белая дорожка из тротуарной плитки ведет прямо к храму святых Зосимы и Савватия Соловецких — главной церкви скита. По обе стороны от нее часовыми застыли выполненные в традициях северного деревянного зодчества храм святой Евгении, трапезная с кухней и колокольней, братский корпус, дом привратника, архиерейский дом. Теплится в солнечных лучах и кажется живым дерево зданий, стайка ласточек с криком носится вокруг одного из позолоченных куполов, где-то гогочут гуси и кричит петух, не нарушая главного — особой тишины этого места. Случайно увидев фотографии скита в интернете, люди едут сюда со всех уголков страны, а потом пишут в комментариях, что увидели настоящую жизнь русского монаха. А многие считают, что побывали в сказке.


Заповедный луг
Агафонов луг, на котором расположился скит, издревле считался особым местом. Здесь пролегал в старину сухопутный путь из Скандинавии в Византийскую империю, и существует церковное предание, что именно по этому лугу проехал апостол Андрей Первозванный, направляясь в Рим. Как доказательство местные жители показывают огромный валун на краю луга. Когда-то камень был пяти метров в длину и двух в высоту, с четко отпечатавшимся следом подковы (считается, что след оставил конь Андрея Первозванного) на вершине.
Старожилы рассказывали, что в начале прошлого века крестьяне окрестных деревень обязательно прикладывались к валуну, сажали на него детей. В народе считалось, что камень дает исцеление и наполняет добрыми силами. «Камень, хранящий великий клад Божьей благодати», — говорила уроженка этих мест монахиня Варвара (Метицкая). Во времена гонений на Церковь храм в Колтушах взорвали, и верующие, установив около камня Андрея Первозванного крест, стали молиться на этом месте. Тогда богоборческие власти решили уничтожить валун. С нескольких попыток камень раскололи на три части. Две из них, в том числе и со следами подковы, увезли неизвестно куда, а третья осталась на лугу.

Агафонов луг. Поминальный крест у камня Андрея Первозванного

Агафонов луг, на котором расположился скит, издревле считался особым местом. Здесь пролегал в старину сухопутный путь из Скандинавии в Византийскую империю, и существует церковное предание, что именно по этому лугу проехал апостол Андрей Первозванный, направляясь в Рим.Как доказательство местные жители показывают огромный валун на краю луга. Когда-то камень был пяти метров в длину и двух в высоту, с четко отпечатавшимся следом подковы (считается, что след оставил конь Андрея Первозванного) на вершине.
Старожилы рассказывали, что в начале прошлого века крестьяне окрестных деревень обязательно прикладывались к валуну, сажали на него детей. В народе считалось, что камень дает исцеление и наполняет добрыми силами. «Камень, хранящий великий клад Божьей благодати», — говорила уроженка этих мест монахиня Варвара (Метицкая).
Во времена гонений на Церковь храм в Колтушах взорвали, и верующие, установив около камня Андрея Первозванного крест, стали молиться на этом месте. Тогда богоборческие власти решили уничтожить валун. С нескольких попыток камень раскололи на три части. Две из них, в том числе и со следами подковы, увезли неизвестно куда, а третья осталась на лугу.
Агафонов луг еще не раз оказывался на перекрестках истории. Находясь на равном расстоянии от крепостей Ниеншанц и Орешек, он как будто специально был создан для остановок в пути. Защищенный лесом, исстари выкашиваемый и потому не зараставший, в любое лето богатый травой, он видел и разгромившие шведов войска святого князя Александра Невского, и новгородские дружины, и войска Петра I, освобождавшие приневские земли от столетнего шведского ига.
Летопись скита Скит возник на базе крестьянского хозяйства «Краеугольный камень», созданного 27 июня 1994 года. Главой хозяйства был Владимир Михайлович Елгин, его помощником – Иван Елгин. Узнав историческую значимость места, отведенного под хозяйство, его глава доложил обо всем митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву).
19 сентября 1995 года Владыка Иоанн благословил установление поклонного креста, утвердил проекты часовни и звонницы (архитектор И.Я. Холяков) и высказал предвидение о создании в перспективе на этом месте скита святого апостола Андрея Первозванного. Утверждая проект часовни, митрополит сказал: «Наконец-то и на «Дороге смерти» появятся православные кресты...».
Группа энтузиастов начала обустраивать территорию и готовить основу для будущего строительства.
5 июня 1996 года у старинного валуна был установлен деревянный поклонный крест, освященный настоятелем церкви святого Иоанна Кронштадтского в поселке Колтуши иереем Сергием Тарасовым.
8 апреля 2003 года архимандрит Назарий благословил начало проектирования построек скита: братского корпуса, бани, привратницкой, архиерейского дома, дома паломников, мастерской и дома для начальника скита (23 апреля 2004 года эскизы этих строений были согласованы с районным Комитетом по архитектуре и градостроительству). 15 октября 2003 года было подписано постановление администрации Всеволожского района № 3877 о разрешении Лавре строительных работ по возведению православного скита, таким образом его строительство получило полное юридическое обоснование.
Осенью 2003 года началось возведение деревянной колокольни с постоянным звоном, переносящим в вечность память о трагических событиях войны и блокады.
18 сентября 2003 года в скиту был установлен изготовленный по проекту Э. П. Соловьевой новый поклонный крест, у подножия которого положили несколько найденных на «Невском пятачке» касок погибших русских солдат. По предложению наместника Лавры это место получило уже утвердившееся название «Невская Голгофа».
27 декабря 2003 года церковь святых Зосимы и Савватия была освящена иерейским чином, и в этот же день архимандрит Назарий и духовенство Лавры отслужили первую Божественную литургию и совершили крестный ход. Началось регулярное еженедельное совершение служб. 21 августа 2004 года, в день памяти святых Зосимы и Савватия, архимандрит Назарий возглавил праздничное богослужение в скитском храме. В это время продолжалось возведение колокольни, братского корпуса, овощехранилища и ограды с воротами.
В 2007 году было завершено строительство трапезной и колокольни, в начале этого же года отец Назарий освятил колокола, вес крупнейшего из которых превышает пять тонн (это самый большой в мире колокол, установленный на деревянной колокольне).
К зиме 2012 года в скиту уже были построены: деревянный храм-часовня святой мученицы Евгении, который был построен по обету, архиерейский дом, ограда со святыми воротами, утвержден проект каменного собора святого апостола Андрея Первозванного.
В январе 2012 года скончался оставивший по себе добрую память первый строитель скита монах Серафим. Он нашел свое место упокоения у алтаря храма, который сам построил. Создаваемый скит стал достойным местом молитвы перед Престолом Божиим о всех ушедших в вечность и для ищущих сегодня пути ко спасению, ярким факелом молитвенной памяти о погибших воинах и «краеугольным камнем» для спасения каждого, с любовью и верой приходящего к нему.
8 октября 2015 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии монастыря освятил храм в честь преподобного Варнавы Гефсиманского в пустыни на территории скита.
Летом 2019 года наместником обители была совершена закладка мощей в алтарной части главного скитского собора в честь святого апостола Андрея Первозванного.
На начало 2021 года строительство собора близится к своему завершению. Ведётся изготовление иконостаса.
Уже почти 10 лет послушание скитоначальника несет схиигумен Варнава (Алешин), под руководством которого трудится небольшая часть братии и трудников Александро-Невской Лавры.

Монах Серафим (Владимир Михайлович Елгин)

Монах Серафим

История строительства Андреевского скита началась с чуда. Основателю обители Владимиру Михайловичу Елгину несколько раз явились святые Зосима и Савватий Соловецкие, указывая место для строительства храма на Агафоновом лугу. К этому времени Владимир Михайлович имел опыт участия в возведении нескольких храмов, был старостой поднимаемой в Колтушах церкви праведного Иоанна Кронштадтского. Разузнав историю этих мест, Владимир Михайлович отправился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву). Владыка благословил установить на Агафоновом лугу поклонный крест, утвердил проект часовни и предположил, что на этом месте в будущем возможно строительство скита Александро-Невской лавры. «Наконец-то и на „Дороге смерти“ появятся православные кресты!» — порадовался митрополит Иоанн.
Владимир Михайлович оформил на себя землю как крестьянское хозяйство и вместе с сыном и группой энтузиастов начал обустраивать территорию.
5 июня 1996 года на Агафоновом лугу был установлен и освящен первый — деревянный — поклонный крест. Подготовительные работы заняли два года, и по их истечении Владимир Елгин был принят послушником в число братии Александро-Невской лавры. Первый скитостроитель поселился прямо на поле, в дорожном вагончике. Свеча и буржуйка были единственными удобствами этой подвижнической жизни…
Через два года построили часовню, и Владимир Михайлович Елгин принял монашеский постриг с именем Серафим — в честь святого преподобного Серафима Саровского.
Отец Серафим отошел ко Господу 16 января 2012 года, на следующий день после дня своего ангела. Место для могилы он указал сам: прямо за алтарем построенного им храма святых Зосимы и Савватия. Почитатели отца Серафима не оставляют скит своим попечением, помогая в строительстве, которое продолжается.
Монахи XXI века

Тех, кто представляет себе скит как ветхую лагучу или землянку посреди леса, на Агафоновом лугу ждет разочарование. Современные скитники могут пользоваться многими благами цивилизации: в цокольном помещении добротного братского корпуса расположились склад для продуктов, душевая, сауна, прачечная. Есть в скиту баня и эстакада: скит имеет свою машину, хоть и нет пока постоянного водителя. Но в первую очередь отец Сильвестр ведет нас на недавно переоборудованную кухню. В ней — привезенная специально из Москвы профессиональная техника: холодильник, морозильная камера, посудомоечная машина, хлебопечка. В большом духовом шкафу сушатся набранные поблизости грибы. Нет в скиту только питьевой воды. Строители выкопали два колодца, но торфяная, с большим содержанием железа вода из них пригодна разве что для полива, за питьевой приходится ездить в соседнюю деревню.
В сарайчике кудахчут куры-несушки: свежие яйца — большое подспорье в братской трапезе. По лугу важно разгуливает пара гусей: раньше их держали много, предназначая в рождественский подарок жертвователям храма, но потом от идеи отказались, не желая проливать кровь на этой земле. Есть в скиту и красивые китайские куры, и цесарки. Последних держат просто «для красоты». Игумен мечтает в будущем завести в скиту павлинов.

В Андреевском скиту, несмотря на то, что здесь всего два священника, совершается полный круг богослужений: в 7 утра — утреня, в 18 — вечерня и повечерие, в 22 — полунощное бдение, по субботам, воскресеньям и праздникам — Божественная литургия. В перерывах между службами на 2,6 гектарах принадлежащей скиту земли (а сейчас местная администрация выделила дополнительно еще 10 га) полно послушаний: и по хозяйству, и по строительству. При этом устав жизни строже, чем в монастыре: не поощряются праздные и громкие разговоры, общие трапезы для прихожан благословлены только несколько раз в год: на престольный праздник, Рождество и в Пасху…
В наши дни Богослужения на скиту совершаются ежедневно, для желающих разделить молитву с братией двери скита открыты по воскресным и праздничным дням.
Далеко не каждый может выдержать такую жизнь. Братский корпус, конечно, не пустует, принимая командированных из лавры и других монастырей, но постоянно в скиту живут лишь два иеромонаха и прихожанин Александро-Невской лавры трудник Андрей.
Прошли века, и на места, связанные с ратной славой России, пришли воины Христовы и «заговорил» Агафонов луг голосом пятитонного колокола.
А как еще будить нашу короткую историческую память да напоминать людям о спасении собственных душ?
По ночам доносится до скитников шум Мурманского шоссе, где-то высоко в небе гудят международные авиалинии… Расположенный под боком большого города, Андреевский скит Александро-Невской лавры не прячется от людей, его двери открыты для всех, кто ищет вечность.

Источники

https://lavra.spb.ru/andreevsky/

Елена Миловидова Журнал: ВОДА живая № 11 (ноябрь) 2013

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website