Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.
Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков? Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России — авторитетным ученым, историкам, писателям — с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д. Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.
Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.
Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они — классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин — «наше все» — над ними возвышался. Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин — еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов — кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков — почему их не изобразили?